Услуга по адаптации системы менеджмента по стандартам
ГОСТ Р ИСО 9001-2015 и ГОСТ Р ИСО 14001-2016

(495) 917-24-11 
545-88-15 
На главную
English version
Поиск:
В сертификации с прошлого века...

Наши партнеры

Главная » Новости » Декабрь 2014 г. » Первый шаг на пути к ISO 9001 - самооценка деятельности по стандарту ГОСТ Р 54138-2010

Первый шаг на пути к ISO 9001 - самооценка деятельности по стандарту ГОСТ Р 54138-2010

Архив новостей
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь

05.12.2014

Рассматривая вопрос получения сертификата соответствия требованиям стандарта ИСО 9001 (ISO 9001) любая организация обращает внимание на предложения "купить сертификат ISO 9001", "получить сертификат ИСО 9001" и т.д., которыми заполнен интернет. Компании, предлагающие подобные варианты "псевдосертификации", не утруждают себя реальной оценкой деятельности заказчика и не имеют собственных экспертов, обладающих необходимыми знаниями и умением оценить фактическую деятельность организации в аспекте требований стандарта ИСО 9001, хотя подобная оценка зачастую бывает объективно необходима, нужна и полезна, особенно в том случае, когда компания переживает период роста и оперативность управления и принятия правильных решений теряется под грузом организационных и производственно-технических проблем.

При первичном изучении требований ИСО 9001 практически всегда возникает вопрос о применении какого-либо пункта или раздела стандарта непосредственно к деятельности компании, о его реализации в конкретных условиях работы. В связи с этим зачастую организации, пытающиеся внедрить у себя требования стандарта ИСО 9001 самостоятельно и не имея под рукой какого-либо руководства к действию, совершают ряд ошибок, которые сводят на нет все усилия по внедрению системы качества. Основной ошибкой, по нашему мнению, является недостаточное или, скорее, некорректное понимание требований стандарта, которые хоть и сформулированы достаточно обще, несут требования о выполнении конкретных действий по их реализации, более того - при внешней проверке периодически возникает необходимость доказать аудитору достаточность применения того или иного механизма реализации того или иного требования ISO 9001. Не случайно, что если в стандарте звучит фраза "организация должна..." то это значит, что при проверке организации необходимо предоставить аудитору объективные свидетельства, подтверждающие выполнение данного требования или, говоря лаконичным языком ISO 9001, "записи", а также продемонстрировать официально установленный способ их получения, хранения, идентификации и пр.

Также необходимо понимать, что стандарт, устанавливая принципиально жесткие требования к системе менеджмента качества (в целом) и её элементам (в частности) относится максимально лояльно к формам и методам реализации данных требований на практике, допуская их представление в компании любыми, максимально удобными или привычными для нее способами. Вы привыкли в своей работе пользоваться стандартами предприятия - пожалуйста, делайте дополнительные стандарты, у вас электронный документооборот - нет проблем, стандарт допускает использование документации в любом, в том числе электронном виде и т.д.

При этом основная, самая важная мысль, которая идет красной нитью через все требования стандарта ISO 9001 - это доказуемая результативность системы менеджмента качества, т.е. не просто набор описанных процедур или зафиксированный порядок действий, выраженный в виде положений или регламентов, который формально закрывают вопросы ISO 9001, а описание конкретных, реальных, фактических действий или событий, определение методов их оценки и контроля, процедур регистрации, принятия решений и повторной оценки результативности с точки зрения определения степени правильности принятых решений. Сама по себе функция системы менеджмента качества не статична, а динамична. Только в динамике, только в развитии можно получить максимум от СМК и её внедрения. А учитывая, что система менеджмента качества является частью системы менеджмента всей организации (которая в любом случае функционирует успешно, если деятельность организации прибыльна), закономерно может возникнуть вопрос - а не может ли компания сама оценить свой менеджмент, свою действующую систему управления качеством с точки зрения международного стандарта ISO 9001 - ведь кто, как не руководство и сотрудники знает лучше всех все тонкие места и зоны риска, возникающие проблемы и пути их решения, организацию и бизнес-процессы, начиная с закупок и заканчивая послепродажным обслуживанием и т.д. и т.п.

Понять, в какой степени cвоя собственная организация соответствует требованиям стандарта ISO 9001, что нужно сделать для того, чтобы стать на шаг ближе к системному управлению качеством деятельности на всех этапов - в этом безусловно может помочь стандарт, речь о котором пойдет позже, а именно ГОСТ Р 54138-2010 Проведение самооценки деятельности предприятий на соответствие систем менеджмента качества предприятий требований стандарта ИСО 9001-2008. Руководство по оценке разработано прежде всего для тех руководителей и специалистов, которые хотят реально внедрить системный подход в управлении качеством и для которых получение сертификата ИСО 9001 не цель, а средство достижения гармоничного развития организации и прибыльности бизнеса.