Услуга по адаптации системы менеджмента по стандартам
ГОСТ Р ИСО 9001-2015 и ГОСТ Р ИСО 14001-2016

(495) 917-24-11 
545-88-15 
На главную
English version
Поиск:
В сертификации с прошлого века...

Наши партнеры

Главная » Новости » Декабрь 2009 г. » Анализ, измерение и оценка результативности системы менеджмента качества

Анализ, измерение и оценка результативности системы менеджмента качества

Архив новостей
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь

23.12.2009

1. Общие положения

Для анализа системы менеджмента качества ИСО 9001 (СМК) необхо­димо иметь соответствующие данные о функционировании СМК и её процессов. Анализ полученных данных позволяет оценить результативность процессов СМК и самой СМК, а также дает возможность определить, в какой области нужно добиваться по­стоянного повышения результативности СМК, т. е. определить, у каких процессов СМК результативность удовлетворительна, а у каких — её надо повышать. Под результативностью здесь, со­гласно ГОСТ Р ИСО 9000-2001, понимается «степень реализации запланированной деятельности и достижения запла­нированных результатов».

Для более качественного анализа необходимо, чтобы полученные данные были приведены к удобному виду, т. е. должна быть создана соответствующая система обработки результатов измерений.

Один из методов получения данных о функционировании СМК — измерение процессов СМК и соответствующей продукции. О методах измерения продукции имеется множество специальной литературы, поэтому в данной статье будут рассмотрены методы измерения процессов СМК с целью оценить результативность про­цессов СМК и СМК, а затем проанализировать результаты этих измерений для принятия соответствующих корректирующих, пред­упреждающих действий и улучшения процессов СМК и СМК.

Каким же образом и что необходимо измерять в процессах СМК? Измерению подлежат выходные данные процесса, обеспе­ченность процессов необходимыми ресурсами и удовлетворённость внутренних потребителей (тех потребителей, которым поступают выходные данные процесса). Но непосредственно измерить вы­ходные данные, обеспеченность ресурсами и удовлетворённость внутренних потребителей затруднительно. Поэтому для измерения СМК ИСО 9001 нужно разработать соответствующие показатели, которые характе­ризуют эти данные, и проводить измерение этих показателей.

Для разработки системы измерения процессов СМК и СМК и их измерения, оценки результативности и анализа результатов измерения можно предложить следующие этапы:

1) разработка показателей выходных данных, обеспеченности ресурсами и удовлетворённости внутренних потребителей про­цессов СМК;

2) выбор шкалы измерения;

3) разработка методики измерения;

4) разработка критериев оценки результативности процессов СМК и СМК;

5) проведение измерений;

6) оценка результативности процессов СМК и СМК;

7) анализ результатов измерений и функционирования процессов СМК и СМК.

 

2. Разработка показателей, выбор шкалы измерения и разработка методики измерения процессов

Можно порекомендовать начинать разработку показателей с процесса «Производство», так как этот процесс обеспечивает вы­пуск продукции организации, для которой создаётся СМК. Далее следует разрабатывать показатели процессов СМК в той последо­вательности, в которой разрабатывались сами процессы. Какими же должны быть показатели? Поскольку выходную продукцию (информацию) необходимо предоставлять качественную в нужном количестве и своевременно, то следует установить показатели качества, показатели количества и показатели своевременности. Для надлежащего функционирования процессов необходимо вы­делять ресурсы, причем в нужном количестве, своевременно и соответствующего качества. Поэтому желательно разработать и показатели обеспечения соответствующего процесса ресурсами. Также должны быть разработаны показатели удовлетворённости внутренних (возможно, и внешних) потребителей. Иными словами, показатели процессов должны характеризовать выходные данные, обеспеченность ресурсами и удовлетворённость внутренних потре­бителей, при этом они должны отражать качество, количество и своевременность выходной продукции (информации) и ресурсов, а также удовлетворять потребителей. Далее нужно выбрать шкалу измерения и разработать методику измерения.

Для удобства восприятия сначала рассмотрим вопрос разра­ботки показателей выходных данных, выбор шкалы измерения и разработки методики измерения для выходных данных процесса, а далее рассмотрим эти же вопросы для показателей обеспечения ресурсами и удовлетворённости процессами.

При разработке показателей процесса СМК, в первую очередь, надо уделить внимание основным выходам процесса. Например, для процесса «Производство» основными выходами можно считать выходы 1, 2 и 3 в табл. 1. Далее надо решить, для каких остальных выходных данных процесса нужно разрабатывать показатели. При этом следует учитывать, что эти выходные данные будут характери­зовать результаты внутренних аудитов (выявленные несоответствия) и результаты летучего контроля, которые необходимо ввести как показатели выходных данных процесса. Следует также учитывать, что все выходные данные будут оцениваться внутренними потреби­телями. Также надо учитывать, что выходные данные процесса, не относящиеся к основным, поступают в другие процессы периоди­чески. Например, отчёты об устранении недостатков, выявленных при внутренних или внешних аудитах, составляются (в основном) один раз в год. Поэтому организация должна решить вопрос, для каких выходных данных разрабатывать показатели.

Таблица 1

Выходы процесса «Производство»

1

Готовая продукция, подлежащая измерению или испы­таниям

1-16-2*

2

Операции процесса производства, подлежащие контро­лю

1-17-2

3

Заполненная сопроводительная документация на гото­вую продукцию, предусмотренная контрактом

1-15-3

4

Информация о выполнении (невыполнении) планов и мероприятий по доработке, развитию и улучшению СМК и её процессов

1-01-14

5

Отчёт об устранении недостатков, выявленных в ходе внутренних аудитов

1-02-12,14

6

Отчёт об устранении недостатков, выявленных в ходе внешних аудитов

1-03-12,14

7

Информация по удовлетворённости (неудовлетворённо­сти) входов процесса

1-04-0,2,5,6, 10,11,12,14

8

Информация по результативности процесса

1-05-14

9

Рекомендации по улучшению СМК

1-06-14

10

Предложения по изменению процесса или СМК

1-07-14

11

Информация о предпринятых корректирующих и/или предупреждающих действиях и оценке их результатив­ности

1-08-14

12

Заявки на приобретение и/или информация о состоянии ресурсов, в том числе устройств для мониторинга и из­мерений

1-09-10

13

Заявки на подготовку персонала

1-10-10

14

Устройства для мониторинга и измерений, подлежащие поверке или калибровке

1-13-11

Следует отметить, что не обязательно разбивать показатели на показатели качества, количества и своевременности. Можно раз­работать обобщённые показатели, которые будут отражать качество, количество и своевременность предоставления выходных данных процесса.